Гончарова Наталья Сергеевна  
 

Гончарова Н.СГончарова Наталья Сергеевна (1881-1962) -принадлежала к старинному дворянскому роду, приходилась двоюродной правнучкой жене А.С.Пушкина.  

Художник-живописец, постановщик театральных проектов, график, иллюстратор книг, первая женщина-художница, взявшая на себя роль авангардиста. Она восхищала современников редким многообразием своего дарования.

До того, как начала заниматься искусством, Гончарова посещала занятия в Московском университете. В 1900-х гг. Гончарова много путешествовала, тогда же начала заниматься живописью. В 1901 г. поступила в МУЖВЗ, где училась на скульптурном отделении у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1904 г. за свои скульптурные работы она получила малую серебряную медаль и вскоре оставила училище.'Лучистые лилии'

Ее ранние импрессионистские работы с успехом демонстрировались на выставках МТХ, "Мира искусства" и др. В 1906 г. ее пригласил С. П. Дягилев для участия в русском отделе Осеннего Салона в Париже. 

 Ранний период ее творчества продолжался приблизительно до 1907 года, когда художница отдавала предпочтение технике пастели, изображая городские парки, улицы со старыми домами. В их трактовке угадываются уроки искусства французских художников группы "Наби".Мягкий лиризм ранних работ очень скоро сменился последовательным неопримитивизмом. Многие натюрморты этого времени несут на себе печать глубокого изучения творчества Ван Гога, Гогена, а также кубизма, только что созданного Пикассо и Браком.

'Осенний пейзаж'Еще в училище Гончарова познакомилась с М. Ф. Ларионовым, который вскоре стал признанным лидером художников русского авангарда. Гончарова связала с ним свою личную и творческую судьбу, была постоянной участницей всех его художественных начинаний. Их имена неразделимы в истории русского искусства. Так же как Ларионов, художница испытывала интерес к кубизму и футуризму, а в 1906 г. увлеклась примитивом. Именно в примитивистский период раскрылась индивидуальность Н.Гончаровой как живописца. И именно с этого момента отчетливо обозначились принципиальные различия в творческих позициях двух мастеров и особенности их эстетических устремлений. М.Ларионова интересует городской фольклор, в его работах ощутима игровая стихия. Н.Гончарову влечет традиционное крестьянское искусство, в ее творчестве нет места иронии. Она всецело сосредоточена на постижении внутренней сущности народного творчества, его монументальности и сакральной глубины.

В отличие от многих современников, чей интерес к искусству примитива имел заметно отстраненный характер, художница выбирает наиболее сложный путь - проникновение вглубь народной традиции. Своей задачей она назвала приводить "индивидуальные вдохновения к общей объективной живописной форме". Ей суждено было одной из первых воплотить идею "нового канона", при этом создав собственную иконографию и собственную мифологию.

На рубеже 1900-х - 1910-х, кроме экспрессионистического примитивизма, Гончарова работала и в иных стилях. Весьма последовательно она использовала язык искусства былых эпох, от Древнего Египта до народного искусства России. Такая свобода выбора была подкреплена теоретически - идеей `всечества` (от слова "всё"), которое открывало путь к использованию любых традиций, толкуя историю мировой художественной культуры как предмет для заимствований и и новых интерпретаций.

'Евангелисты'К числу программных работ Н.Гончаровой того времени относятся "Уборка хлеба" (1908), "Хоровод" (1910), "Мать" (1910). Среди наиболее сильных и впечатляющих религиозных произведений - четырехчастное полотно "Евангелисты" (1911). В ней Наталья Гончарова, используя древние исконно русские символы, пытается выразить картину изменения действительности, революцию как "конец света", пластика этой работы напоминает древнерусский лубок - вид изобразительного фолклора нового времени, чрезвычайно интересовавший ее еще во времена участия в группе "Бубновый валет". 1911 год стал кульминационным в живописном творчестве художницы. Она достигает наибольшей работоспособности и мастерства. Диапазон ее сюжетных пристрастий становится разнообразен, как, пожалуй, ни у одного другого художника ее круга.

Отдельную страницу творческой биографии Гончаровой составляет ее работа над футуристическими изданиями. В 1912 г. появились изданные по инициативе поэта А. Е. Крученых литографированные открытки с рисунками Гончаровой. Сюжет "Павлин" обнаруживал связь молодой авангардистки с традиционным искусством. В 1913 г. она иллюстрировала издания поэтов В. В. Хлебникова, А. Е. Крученых, К. А. Большакова, С. П. Боброва, при этом была едва ли не единственной из футуристов, кто не боялся повествовательности, "литературности" своих произведений. В 1914 г. отдельной серией вышли "Мистические образы войны" - большие литографии, ставшие не просто попыткой создания современного лубка на патриотическую тему, но и символическими изображениями, потрясающими своей экспрессией и силой.

'Велосипедист'В 1912 году М.Ларионов выдвинул идею "лучизма", одного из первых теоретических обоснований беспредметного искусства. Она была с энтузиазмом подхвачена и разработана на практике Н.Гончаровой. Примером работ этого времени служат "Кошка (лучистое восприятие розовое, черное и желтое)" (1913), "Орхидеи" (1913) и "Лучистые лилии" (1913). Художница балансирует здесь на грани вполне реального сюжета и беспредметности. Однако сама она определяла этот период творчества не только как лучистый, но и как футуристический. Среди футуристических произведений - "Велосипедист" (1913), "Аэроплан над подъездом" (1913), "Фабрика" (1912).

Значительным, во многом итоговым событием в ее творческой судьбе явились две персональные выставки Н.Гончаровой, прошедшие в Москве и Петербурге в 1913-1914 годах.

 

Примитивизм

В начало

Художники

Галерея

 

Абстракционизм

Абстрактный Экспрессионизм

Футуризм

Реди-Мейд

Кубизм

ПопАрт

Пуризм 

Примитивизм

Сюрреализм

Фовизм    

Оптическое

Экспрессионизм     

Граффити

Супрематизм 

Гиперреализм

Ленд-Арт

Авангард    

Минимализм

Кубофутуризм     

Неопластицизм 

Нет-Арт

Орфизм

 

 

 
© Короленко К.К. Кузнецов А.А.
Хостинг от uCoz