|
|||||||
Макс Бекман (1884-1950). Термин «экспрессионизм» впервые был применен Хервартом![]() Художественный язык экспрессионизма, призванный выразить этот опыт, основывается на использовании простых и мощных цветовых пятен, яркой, пастозной манере письма, на деформации реальности, доведенной порой до карикатурности. Предшественниками этого языка были Ван Гбг и Гоген. Первый из них усилил чистые цвета импрессионистов и пуантилистов, создав экспрессивную живописную технику, способную выразить его душевные переживания. Второй выработал новые ритмические структуры путем выявления единой орнаментальной формы. Эти нововведения попали в Германию частично через набидов, частично благодаря растущему интересу к произведениям Тулуз-Лотрека с его плоскостно-декоративным стилем. Влияние Эдварда Мунка, проникнутое стилистикой модерна, также пришло в Германию через набидов. Два других иностранных художника, которые внесли свой вклад в формирование экспрессионистического художественного языка, были Джеймс Энсор и Фердинанд Ходлер. Еще одним фактором для развития экспрессионизма было появление в это время моды на условное или наивное искусство прошедших эпох: маски и культовые объекты примитивных народов, средневековое европейское искусство и пр. Наиболее яркое выражение экспрессионизм нашел в экстатических и пророческих произведениях художников Эмиля Нольде, Отто Мюллера, Оскара Кокошки, Макса Бекмана и Кристиана Рольфса. Макс Бекман, живописец и график, учился с 1899 по 1903 год в веймарской Академии художеств. Затем он посетил Париж, Женеву, Флоренцию, Финляндию и обосновался в 1907 году в Берлине. Здесь художник входит в контакт с членами «Берлинского Сецессиона» Либерманом и Коринтом. Правда, скоро эту группировку постигает раскол, так как жюри не принимает на выставку 27 работ Нольде и Пехштейна, которые организуют собственный «Новый Сецессион», куда входит и Бекман. Все члены «Нового Сецессиона» увлекаются новыми веяниями в искусстве и на своей второй выставке экспонируют картины французских фовистов и кубистов. В эти годы, предшествовавшие первой мировой войне, экспрессионизм находится в стадии бурного роста и необыкновенной жизнедеятельности. Пору творческого расцвета переживает и Макс Бекман. В это время знаменитый культуролог и философ Пауль Кассирер устраивает первую выставку художника и пишет о нем монографию. Бекман в юности преклонялся перед Либерманом и Корин-том, стремился подражать их темпераментной живописи. Об этом свидетельствуют его ранние пейзажи конца 1910-х годов. Но после выхода из «Берлинского Сецессиона» он оставляет пленерную реалистическую живопись. В его творчество проникают драматические настроения, которые позже выльются в социальный протест. Таковы его городские пейзажи («Улица Тауентциен», 1913; «Улица ночью», 1913), в которых Бекман сознательно уходит от академической виртуозной манеры письма, упрощает свои художественные приемы, для того чтобы яснее выразить трагическую суть своего мировосприятия. Однако по сравнению с другими экспрессионистами Бекман воспринимается как мастер психологического настроения, а не страстный проповедник. Особенно примечательны портреты его кисти, которые принесли ему славу одного из лучших немецких портретистов. Они доминируют в его творчестве—мало кто из немецких художников этого периода уделял столь много внимания человеческой личности. Во время первой мировой войны и в послевоенный период экспрессионистические и социально-обличительные тенденции у Бекмана возрастают. В своей картине «Ночь» он воздействует на зрителя сценой ужаса. И хотя картина написана на тему реального происшествия—нападения бандитов на семью, она рождает ассоциации широкого социального и исторического плана. Недаром это произведение создано в 1918—1919 годах, когда Германия вступает в совершенно особый период своей истории. Изломанные деформированные фигуры, существующие в каком-то искаженном пространстве, продолжают доминировать в творчестве Макса Бекмана и в 20-е годы. С 1925 года Бекман преподает в штеделевской художественной школе во Франкфурте. В это время он много путешествует по Европе, работает в Париже. С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году Бекмана увольняют. Он живет еще несколько лет на родине, но духовный климат становится там все ужаснее, и художник уезжает в 1937 году в Голландию. Однако и здесь ему приходится до конца войны скрываться от. нацистских властей. Лишь в 1947 году Бекмана приглашают в Америку на преподавательскую работу, и он покидает Европу. В произведениях Бекмана по-прежнему продолжает жить дух экспрессионизма. Это сказывается и на его образном языке: художник живет в мире своего прошлого, постоянно переосмысляя собственное творчество. Однако той полноты выражения, которая была свойственна его произведениям конца 10-х—начала 20-х годов, у Бекмана уже не найти. В этом смысле он разделил судьбу многих немецких экспрессионистов и пережил свое детище—то художественное течение, одним из создателей которого был он сам.
|
|
||||||
© Короленко К.К. Кузнецов А.А. |