|
|||||||
Макс Бекман (1884-1950). Термин «экспрессионизм» впервые был применен Хервартом Вальденом, издателем журнала «Штурм», в 1911 году. В своем первоначальном понимании он охватывал все современные формы искусства от фовизма и кубизма до футуризма и ранней абстракционизма. Однако сегодня этот термин обозначает срецифическое художественное явление, которое достигло своего апогея в начале XX столетия и имело место в основном в Германии. Это явление возникло как реакция на импрессионизм, занимавшийся в основном изображением внешних сторон жизни. Характерно, что уже на ранних стадиях экспрессионизма совершенно отсутствуют какие бы то ни было иллюзионистические приемы. Напротив, художники сознательно искажают реальные формы, для того чтобы выразить свои самые сокровенные чувства, пробужденные религиозным рвением, социальными обязательствами, различными психологическими факторами. Художник как бы отворачивается от натуры и обращается к своему духу. Физическая реальность становится для него лишь поводом для поисков внутреннего опыта.
Художественный язык экспрессионизма, призванный выразить этот опыт, основывается на использовании простых и мощных цветовых пятен, яркой, пастозной манере письма, на деформации реальности, доведенной порой до карикатурности. Предшественниками этого языка были Ван Гбг и Гоген. Первый из них усилил чистые цвета импрессионистов и пуантилистов, создав экспрессивную живописную технику, способную выразить его душевные переживания. Второй выработал новые ритмические структуры путем выявления единой орнаментальной формы. Эти нововведения попали в Германию частично через набидов, частично благодаря растущему интересу к произведениям Тулуз-Лотрека с его плоскостно-декоративным стилем. Влияние Эдварда Мунка, проникнутое стилистикой модерна, также пришло в Германию через набидов. Два других иностранных художника, которые внесли свой вклад в формирование экспрессионистического художественного языка, были Джеймс Энсор и Фердинанд Ходлер. Еще одним фактором для развития экспрессионизма было появление в это время моды на условное или наивное искусство прошедших эпох: маски и культовые объекты примитивных народов, средневековое европейское искусство и пр. Наиболее яркое выражение экспрессионизм нашел в экстатических и пророческих произведениях художников Эмиля Нольде, Отто Мюллера, Оскара Кокошки, Макса Бекмана и Кристиана Рольфса. Макс Бекман, живописец и график, учился с 1899 по 1903 год в веймарской Академии художеств. Затем он посетил Париж, Женеву, Флоренцию, Финляндию и обосновался в 1907 году в Берлине. Здесь художник входит в контакт с членами «Берлинского Сецессиона» Либерманом и Коринтом. Правда, скоро эту группировку постигает раскол, так как жюри не принимает на выставку 27 работ Нольде и Пехштейна, которые организуют собственный «Новый Сецессион», куда входит и Бекман. Все члены «Нового Сецессиона» увлекаются новыми веяниями в искусстве и на своей второй выставке экспонируют картины французских фовистов и кубистов. В эти годы, предшествовавшие первой мировой войне, экспрессионизм находится в стадии бурного роста и необыкновенной жизнедеятельности. Пору творческого расцвета переживает и Макс Бекман. В это время знаменитый культуролог и философ Пауль Кассирер устраивает первую выставку художника и пишет о нем монографию. Бекман в юности преклонялся перед Либерманом и Корин-том, стремился подражать их темпераментной живописи. Об этом свидетельствуют его ранние пейзажи конца 1910-х годов. Но после выхода из «Берлинского Сецессиона» он оставляет пленерную реалистическую живопись. В его творчество проникают драматические настроения, которые позже выльются в социальный протест. Таковы его городские пейзажи («Улица Тауентциен», 1913; «Улица ночью», 1913), в которых Бекман сознательно уходит от академической виртуозной манеры письма, упрощает свои художественные приемы, для того чтобы яснее выразить трагическую суть своего мировосприятия. Однако по сравнению с другими экспрессионистами Бекман воспринимается как мастер психологического настроения, а не страстный проповедник. Особенно примечательны портреты его кисти, которые принесли ему славу одного из лучших немецких портретистов. Они доминируют в его творчестве—мало кто из немецких художников этого периода уделял столь много внимания человеческой личности. Во время первой мировой войны и в послевоенный период экспрессионистические и социально-обличительные тенденции у Бекмана возрастают. В своей картине «Ночь» он воздействует на зрителя сценой ужаса. И хотя картина написана на тему реального происшествия—нападения бандитов на семью, она рождает ассоциации широкого социального и исторического плана. Недаром это произведение создано в 1918—1919 годах, когда Германия вступает в совершенно особый период своей истории. Изломанные деформированные фигуры, существующие в каком-то искаженном пространстве, продолжают доминировать в творчестве Макса Бекмана и в 20-е годы. С 1925 года Бекман преподает в штеделевской художественной школе во Франкфурте. В это время он много путешествует по Европе, работает в Париже. С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году Бекмана увольняют. Он живет еще несколько лет на родине, но духовный климат становится там все ужаснее, и художник уезжает в 1937 году в Голландию. Однако и здесь ему приходится до конца войны скрываться от. нацистских властей. Лишь в 1947 году Бекмана приглашают в Америку на преподавательскую работу, и он покидает Европу. В произведениях Бекмана по-прежнему продолжает жить дух экспрессионизма. Это сказывается и на его образном языке: художник живет в мире своего прошлого, постоянно переосмысляя собственное творчество. Однако той полноты выражения, которая была свойственна его произведениям конца 10-х—начала 20-х годов, у Бекмана уже не найти. В этом смысле он разделил судьбу многих немецких экспрессионистов и пережил свое детище—то художественное течение, одним из создателей которого был он сам.
|
|
||||||
© Короленко К.К. Кузнецов А.А. |