Пауль Клее
В столице Швейцарии сейчас на каждом углу можно увидеть плакаты с изображением Эйнштейна. Город отмечает столетие теории относительности, которую великий физик открыл именно в годы своей жизни в Берне. Несколько лет назад местный Кунстмузеум провел выставку работ семьи Джакометти - двух братьев Альберта и Диего и их отца Джованни, которые также какое-то время творили в Берне.
Из художников с мировой славой уроженцами Берна являются лишь Адольф Вёльфли и Пауль Клее. Первый был бомжом и вдобавок клиническим безумцем, которого психиатры попробовали лечить с помощью живописи, как это было модно в начале прошлого столетия. Трудно сказать, помогло ли ему творчество восстановить душевное здоровье, но результат оказался потрясающим - Вёльфли создал 25 тысяч работ, которые стали весьма широко известны. Часть из них хранится в Кунстмузеуме. Художник положил начало направлению, которое называют "искусством аутсайдеров". Раз в год в лондонском Сохо проходит выставка, посвященная такому искусству, и оно успешно выставляется в галереях.
Напротив, Пауль Клее родился в добропорядочной еврейской бернской семье, а затем уехал в Германию, где и стал одним из столпов модернизма, благополучно проживая в Веймаре, Мюнхене и Дюссельдорфе. Правда, нацисты и его объявили безумцем, конфисковали около ста работ художника из немецких музеев, а 15 стали показывать на знаменитой передвижной выставке "дегенеративного искусства". Как только начались гонения, Клее не стал искушать судьбу и вернулся в родную Швейцарию. После смерти художника в 1940 году при Кунстмузеуме был создан его фонд, куда вошли 2500 работ (всего Клее создал более 9000). В конце июня в Берне открылся Центр Пауля Клее, основу которого составили работы из фонда. К ним добавились картины, прежде хранившиеся у наследников художника, и работы из ряда частных коллекций. Теперь это крупнейшее собрание творчества Клее в мире.
Здание центра спроектировано итальянским архитектором Ренцо Пьяно и представляет из себя волнообразную конструкцию из стекла и металла. В нем также располагаются специальные помещения для детей, где они могут рисовать и играть (замечено, что у творчества Клее много маленьких поклонников), архивы, концертный зал и ресторан. Главным спонсором проекта выступил бернский хирург и изобретатель Морис Мюллер, но немалые средства были потрачены и городской казной. Центр расположен очень удобно и соединен с исторической частью города специальным трамвайным маршрутом.
Сегодня Швейцария сделала из Пауля Клее национального художника, но его возвращение из Германии на родину вовсе не было триумфальным. Немцы объявили его "безумным евреем", но и бернская публика не пришла в восторг от выставки 1935 года. В правых газетах писали, что в нем не осталось ничего швейцарского, что он насквозь пропитался немецким духом, а левые называли его "буржуазным выродком". Ни в одной статье не говорилось о причинах, по которым он был вынужден бежать из Германии. Но в Берне нашлись и те, кто оценил его творчество, получил художник поддержку от своих зарубежных друзей. Среди них был и Пикассо.
Вскоре после выставки Клее тяжело заболел и в следующем, 1936 году написал всего 25 картин. Однако незадолго перед смертью художник испытал необычайный творческий подъем, изменился его стиль. Для поздних работ характерны пульсирующие красный и голубой цвета в сочетании с густыми черными линиями. В последний год жизни им было создано 1200 картин. Художник писал своему другу и биографу Вилли Грохманну: "Пришло время умирать, а я никогда не работал так интенсивно".
В коллекции бернского центра в основном собраны те его картины, которые близкие художника либо не хотели, либо не могли продать. К последним относятся как раз его поздние работы. В Швейцарии они были приняты довольно холодно и практически не выставлялись до 1965 года, а одна цюрихская газета даже обозвала их "шизофреническими", видимо, продолжая традицию нацистской критики. Но как пишет Грохманн, "Клее считал свои последние работы наиболее совершенными, так как они отражали неизбежность и величие конца - необходимость умереть, чтобы стать". Знакомство с экспозицией подтверждает правоту биографа. Густые черные линии подчеркивают решимость и силу умирающего художника. Но рядом с этими энергичными полотнами можно увидеть наивные, почти детские акварели, смешные карандашные наброски музыкантов и рисунки ангелов. Иногда кажется, что художник предается воспоминаниям, повторяя мотивы своего раннего творчества. Но встречаются и совсем необычные для него темы, например, изображение оранжевого дома, от которого веет непостижимым спокойствием. Невероятно, что картина написана умирающим.
Бернцам удалось сохранить наследие художника и создать для него более чем достойное хранилище. Удастся ли им поддерживать интерес публики? Для этого у них есть и дополнительные ресурсы. Об одном уже говорилось - связь художника с детским творчеством, ведь недаром он пользуется популярностью у детей. Юные художники смогут чувствовать себя в новом музее как дома. Второй ресурс - любовь Клее к музыке. В центре планируется проведение концертных программ и имеется для этого неплохое помещение.
Однако, по мнению корреспондента "Нью-Йорк таймс" Скотта Малькольмсона, у центра есть и недостатки. Он слишком мало уделяет внимания собственно бернскому периоду жизни художника. В Кунстмузеуме картины Клее висели в окружении работ его друзей молодости, которые воспроизводили художественный контекст эпохи, когда формировался его талант. В центре этот местный колорит отсутствует и Клее предстает как европейский модернист первого ряда, каковым он, безусловно, и является. Но может быть, швейцарский национальный художник и должен быть художником без национальных корней?
Экспрессионизм
|
|